ул. Строительная, д. 11

г. Саранск, Мордовия

+7 (8342) 77-73-05

Отдел продаж

О КОМПАНИИ

КАРТОЧКА ОРГАНИЗАЦИИ

Полное наименование компании Акционерное общество «Саранский завод автосамосвалов»
Сокращенное наименование компании АО «САЗ»
Место нахождения 430030, Российская Федерация, Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Строительная,11
Номер Государственной регистрации (ОГРН) 1021301061869
ИНН 1325035424
КПП 132701001

История завода

АО «Саранский завод автосамосвалов» – предприятие специализирующееся на выпуске  спецтехники на автомобильном шасси (автосамосвалы, автопоезда с полуприцепами, автофургоны, мусоровозы) и прицепов к легковым и грузовым автомобилям.


В 2022 году исполняется 62 год с момента «рождения» первых саранских самосвалов. В 1958 году было принято решение, положившее начало развитию в Мордовии предприятий новой отрасли промышленности – автомобилестроения.  Решение об организации производства самосвалов в городе Саранск было продиктовано экономической целесообразностью: Горьковский автомобильный завод поставлял в Одессу на расстояние 2000 км по железной дороге шасси ГАЗ-51 для изготовления автосамосвалов, большая часть которых затем перевозилась по железной дороге в Поволжье, на Урал, в Сибирь и другие отдаленные районы страны.  
  Инициатором организации производства самосвалов в Саранске выступил тогдашний председатель Мордовского Совнархоза Евгений Анисимович Веселовский, именем которого впоследствии названа одна из улиц Саранска. 
  В целях сокращения непроизводительных затрат на транспортировку шасси и готовых автосамосвалов, а также для ликвидации нерациональных перевозок Совет Министров РСФСР принял предложение Мордовского Совнархоза и Госплана РСФСР об организации производства автосамосвалов в Саранске. Для реализации решения были подготовлены соответствующие постановления Совета Министров РСФСР №103 от 10 февраля 1958 года и Совета народного хозяйства Мордовского экономического административного района №15 от 25 апреля 1958 года.  
  От ликвидации нерациональных перевозок народное хозяйство получило свыше 2 миллионов рублей экономии в год; было высвобождено в пересчете на год более 10 тысяч железнодорожных вагонов, которые находились в пути около пяти суток. 
  Мордовский Совет народного хозяйства, учитывая до предела сжатые сроки освоения производства, их важность для укрепления и развития материальной базы сельского хозяйства, а также с целью сокращения накладных расходов и для того, чтобы производство первых мордовских самосвалов было неубытычным, организацию и освоение их выпуска поручил Саранскому механическому заводу. Этот завод в то время был флагманом промышленности Мордовии. Открывая перед республикой значительные перспективы развития производства автосамосвалов, Веселовский использовал для этого новейший к тому времени технический и интеллектуальный потенциал оборонного предприятия, где в то время работал директором талантливый промышленник Сергей Васильевич Кайманов. 
  И, в результате, в октябре 1958 года началась сборка автосамосвалов из деталей и узлов Одесского автосборочного завода на арендованных площадях строящегося завода «Нормаль» (ныне – ПАО «Саранский приборостроительный завод»). Здесь в малоприспособленном для данных работ помещении в четвертом квартале 1958 года были собраны 500 автосамосвалов, которые затем были отправлены потребителям. 
  Успех дела в этой сложной и огромной по масштабам работе был обеспечен тем, что на этот участок были направлены лучшие рабочие и инженерно-технические кадры. 
  К подготовке и организации производства мехзавод приступил задолго до начала строительства производственных площадей. Уже в апреле 1958 года большая группа инженеров и техников механического завода выехала в Одессу для ознакомления с процессом производства автосамосвалов, получения технической документации, приобретения оборудования и технологической оснастки, заключения договора на поставку 500 комплектов готовых деталей и узлов для сборки. Началась подготовка рабочих кадров.     На Одесский автосборочный завод откомандировали 200 передовых рабочих. Особое внимание уделялось обучению электросварщиков. За короткий период их было подготовлено около 60 человек. После окончания учебы рабочие сразу же направлялись во вновь организуемые цеха. 
   Бесспорно, немалая заслуга в становлении самосвального производства в Мордовии принадлежит директору механического завода Сергею Васильевичу Кайманову. Во многом благодаря его умелому грамотному руководству меньше чем за год была проделана огромная, сложная работа по строительству производственных площадей, приобретению, монтажу и отладке металлорежущего и кузнечно- прессового оборудования, оснащению производства, освоению выпуска самосвалов.

  Именно он через предприятия Минобороны решил вопрос об изготовлении всех крупных штампов, сборочных и сварочных приспособлений. Сергей Васильевич всегда находился на самых трудных участках работы, оперативно находил правильные управленческие решения, умело разбирался в сложной обстановке и направлял усилия всего коллектива на выполнение поставленной задачи по организации производства. 
  Как у каждого опытного руководителя, у Кайманова была сильная команда. Партийную организацию завода возглавлял Александр Логинович Чечкин, впоследствии секретарь Мордовского обкома КПСС. Их согласованные действия и большой опыт управления производством давали возможность находить правильные решения, разбираться в той или иной сложившейся ситуации, организовывать безусловное выполнение плана. 
  Первым начальником цеха автосамосвального производства был назначен рабочий, бригадир монтажников ремонтно-механического цеха РМЦ механического завода Анатолий Алексеевич Гуляев. Сборка первых 500 самосвалов под его руководством стала генеральной репетицией запуска завода, дала большой практический опыт в освоении производства автосамосвалов ГАЗ-93Б. 
  Большую работу по освоению в производстве автосамосвалов провело специально созданное конструкторско-технологическое бюро, которое возглавил молодой специалист, выпускник Ленинградского Высшего Технического училища Леонид Степанович Терентьев. Впоследствии он возглавил отдел главного конструктора Нефтекамского завода автосамосвалов. Во вновь созданное бюро были переведены опытные инженеры и техники из других отделов завода.  
  Координация строительно-монтажных работ, подготовка производства и освоение выпуска автосамосвалов ГАЗ-93Б были возложены на заместителя главного инженера по автосамосвальному производству Виталий Васильевич Ерофеева. Большой вклад в организацию производства внесли мастер Константин Сергеевич Орлов, , начальник цехов Панкратов Михаил Трофимович, Перяков Валентин Игнатьевич, рабочие Евгений Георгиевич Стрелков, Н.С. Евстигнеев, А.А. Шарыкин, БорисВасильевич Филимонов и многие другие. 
  Была проделана огромная работа по приобретению, монтажу и отладке более 150 единиц нового технологического оборудования. Силами завода было изготовлено сотни тонн нестандартного оборудования, в том числе главный сборочный и окрасочный конвейер. Подготовкой производства занимались не только специально созданные для этого службы, а буквально все работники завода. 
  Для освоения в сжатые сроки производства автосамосвалов руководство механического завода изготовление всех деталей и узлов закрепило за действующими цехами спецпроизводств. Такое закрепление деталей дало возможность привлечь к освоению практически всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих мехзавода.  
  В результате коллектив механического завода менее чем за год подготовил производство, с октября до конца 1958 года собрал опытную партию, а с 1 февраля 1959 года начал серийный выпуск автосамосвалов – точно в срок, установленный Правительством. 
  К 1 февраля 1959 года (менее чем за полгода) был построен так называемый Г-образный пролет сборочно-кузовного цеха площадью 3500 квадратных метров, что составляло около 20 процентов площади по проекту. Ввиду сжатых сроков объект был сдан с большими недостатками, с низким качеством строительных работ, без отопления и водоснабжения. Не были построены дороги, склады. Вода для производственных и хозяйственных нужд завозилась пожарными машинами, для обогрева жгли костры. Но и в таких условиях люди работали с полным энтузиазмом, и 10 февраля были изготовлены первые 15 самосвалов, а до конца месяца – все предусмотренные планом на февраль 300 самосвалов. Всего до конца 1959 года было выпущено 8264 самосвала (при плане 8000 штук).  
  В I960 году механический завод возглавил Виктор Васильевич Ерофеев. Трудовому коллективу был установлен план па год – 20000 самосвалов, что соответствовало полной проектной мощности предприятия, которое еще предстояло создать. Руководство Мордовского Совнархоза приняло решение выделить производство автосамосвалов в самостоятельный завод. Постановление «Об организации Саранского завода автосамосвалов» № 151 было принято 11 августа 1960 года:  
  Согласно этому постановлению, 1 августа 1960 года является официальным днем рождения Саранского завода автосамосвалов.  
  Директором нового завода был назначен А.А. Кильдишов, главным инженером – Г.Д. Скворцов, начальником ОТК – В.Е. Воробьев, начальником ПЭО – А.И. Инкин, главным бухгалтером – С.С. Колмогоров. 
  В год создания завода производственная программа (20000 автосамосвалов) выполнена по всем технико-экономическим показателям. При этом за 5 месяцев САЗом было выпущено 10000 автосамосвалов, т.е. столько же, сколько за предыдущие 7 месяцев в автомобилестроительном производстве Механического завода. До конца года строителями были сданы под монтаж оборудования все пролеты нового завода. 
  В 1961 году, параллельно с производством автосамосвалов освоен выпуск полуприцепа ММЗ-584Б к тягачу ЗиЛ-164Н.

  В январе 1962 года, связи с укрупнением совнархозов и упразднением Мордовского СНХ, завод переведен в ведение Волго-Вятского СНХ. 
  В июле 1962 года завод возглавил Г. Д. Скворцов 
  В конце 1963 года директором завода назначен В.В. Хилькевич, до этого работающий заместителем начальника цеха на Горьковском автозаводе. Новому директору удалось создать сильную команду единомышленников. Благодаря их слаженной работе завод 170 месяцев подряд обеспечивал выполнение плана по выпуску товарной продукции. Начато строительство жилищное строительство, построены два детских сада, общежитие, начали строить пионерский лагерь.  

  В декабре 1963 года изготовлена промышленная партия автосамосвалов с предварительным подъемом платформы модели САЗ- 2500 в количестве 100 штук.  
  Автосамосвал был построен на шасси ГАЗ-51А и предназначался для загрузки бункеров различных сельскохозяйственных машин (сеялок, разбрасывателей органических и минеральных удобрений, высадко-пасадочных машин и др.) кроме того, он мог работать как обычный самосвал с задней разгрузкой. С 1963 по 1966 гг. выпущено 4383 таких автосамосвалов. 
  С главного конвейера в мае 1965 года сошел 100-тысячный автосамосвал. С (моделей ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500). 
  В ноябре 1965 года завод вошел в Главное управление по производству грузовых автомобилей вновь организованного Министерства автомобильной промышленности СССР.  

  В конце 1965 года изготовлена промышленная партия самосвалов ГАЗ-САЗ-53Б с 3-х сторонней разгрузкой платформы в количестве 25 единиц. Автосамосвал этой модели в последствии был широко востребован агропромышленным комплексом страны и выпускался САЗом и Фрунзенским автосборочным заводами до конца 1983 года (суммарный выпуск составлял до 60 тыс. шт. в год). 
  В январе этого же года прекращено производство прицепов ММЗ-584Б, как морально устаревшей модели, а также с целью высвобождения производственных мощностей для выпуска нового автосамосвала ГАЗ-САЗ-53Б. С уходом из номенклатуры САЗ данных полуприцепов была  «похоронена» идея создания на САЗее производства подобной техники в других модификациях, включающих в себя полуприцепы самосвалы, фургоны…    

  В связи с необходимостью развития производственных мощностей для расширения производства автосамосвалов ГАЗ-САЗ-53Б летом 1965 года прекращено производство автосамосвалов САЗ-2500        
  В мае 1966 года ГАЗ-САЗ-53Б удостоен Золотой медали на Международной выставке в Москве «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование». 
  В 1968 году изготовлены опытные образцы уникального трехосного самосвала ГАЗ-САЗ-33Б (33-02) на шасси ГАЗ-33.  

  Постановлением № 80-Н Главный комитет ВДНХ СССР в ноябре 1968 года, за  заслуги в разработке конструкции и освоении производства автосамосвалов модели ГАЗ-САЗ-53Б наградил завод Дипломом 2-ой степени, а 15 работников завода медалями ВДНХ. Среди них: 
  — бронзовыми медалями: зам. главного конструктора М.А. Корнилов, зам. главного технолога А.Д. Аверьянов, начальники КБ Ю.Н. Зайчиков, Г.В. Ларионов, Е.Ф. Мартынов, В.В. Фомин, начальник техбюро Н.В. Бурыкин, инженеры В.П. Кондратьев, И.И. Пригарин, В.Я. Степашкин, наладчик сварочного оборудования И.С. Бурнайкин, рабочие А.Я. Филин, А.С. Янин. 
  Принято решение о постановке на производство автосамосвала САЗ-3502 с предварительным подъемом платформы, созданного в ОГК САЗ.  Новый автомобиль значительно превосходил своего предшественника САЗ-2500: грузоподъемность увеличена с 2100 кг до 3200 кг, существенно повышена надежность машины благодаря более рациональной кинематике механизма подъема платформы. 
  Однако, в связи с отсутствием свободных производственных мощностей производство модели САЗ-3502 было передано Фрунзенскому автосборочному заводу, работавшему по конструкторской документации САЗ  
  За разработку конструкции автомобиля-самосвала САЗ-3502 и участие во внедрении на Фрунзенском автосборочном заводе главный комитет ВДНХ СССР Постановлением № 250-Н наградил завод Дипломом 1-й степени, а 14 работников – медалями ВДНХ. Среди них: 
  — золотой медалью — главный конструктор Л.С.Терентьев; 
серебряными медалями – начальники КБ Ю.Н.Зайчиков и Г.В.Ларионов; 
  — бронзовыми медалями зам главного конструктора М.А. Корнилов, инженеры Г.М. Горин, Е.Ф. Мартынов, В.В. Малышев, Д.И. Сатункин, В.Я. Степашкин, Г.А. Ширяев (сотрудник УКЭР ГАЗ), начальник экспериментального участка ОГК Ю.Ф. Горошков, рабочие Е.В.Будников, В.А. Нарватов, М.И. Прончатов. 
    В 1970 г. объем выпущенной САЗом продукции в 2,2 раза превысил проектную мощность завода. Но потребность народного хозяйства в современных автосамосвалах ГАЗ-САЗ-53Б не удовлетворялась даже суммарным выпуском Саранского завода автосамосвалов и Фрунзенского автосборочного завода. 
  Еще 29 сентября 1967г.  принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 910 о реконструкции Саранского завода автосамосвалов. 
  Постановлением предусматривалось создание производственных мощностей по выпуску 50 тысяч автосамосвалов в год. 
  С этой целью планировалось строительство корпуса площадью 70 тыс.кв. метров, оснащенного современным оборудованием с высоким уровнем механизации и автоматизации производственных процессов. Однако, в связи с поздним утверждением проекта реконструкции, завод не попал в перечень объектов 9-ой пятилетки, финансирование которых предусматривалось бюджетом страны. 
  Начатая летом 1971 года реконструкция завода началась как внеплановое строительство. Однако из-за остаточного финансирования из централизованного фонда Минавтопрома СССР темпы реконструкции были очень низкими. 
  Соответственно темпы роста объемов производства автосамосвалов ГАЗ-САЗ-53Б не удовлетворяли потребности сельского хозяйства страны.  
  В 1971 году, в рамках реконструкции завода, начато строительство нового корпуса №2. В 1974 корпус был построен. Проект реконструкции предусматривал создание мощностей по выпуску 50 тысяч самосвалов в год. 
   С февраля 1975 года запущены в производство самосвалы САЗ-3503 и 3504 на новых шасси ГАЗ-52-02 вместо снятых с производства моделей самосвалов ГАЗ-93Б и 93А на устаревших шасси ГАЗ-51А. Автосамосвалы этих моделей выпускались до 1983 года. Всего за это время выпущено 138164 шт. 
  В августе 1976 года директором завода назначен бывший главный инженер Л.И. Борискин после перевода В.В. Хилькевича в Минавтопром СССР.  
  Главным инженером назначен А.П.Кузьмин, до этого работавший парторгом завода. 
  Завод передан в ВПО «Союзавтопромоборудование» Минавтопрома СССР. По решению ВПО проект реконструкции был переработан на объем 43 тыс. автосамосвалов, а также под выпуск крупных механических прессов и холодновысадочных автоматов с объемом 25 млн. руб. в год. 
  Расширение мощностей по производству автосамосвалов предусматривалось хозяйственным способом, т.е. силами строительной базы завода, которая была в зачаточном состоянии. Выполнение этого решения было заведомо нереальным. 
   25 ноября 1978г. с главного конвейера завода сошел 500-тысячный автосамосвал – им был ГАЗ-САЗ-53Б. 
  В 1979 году завод передан в ВПО «Союзавтоприцеп» Минавтопрома СССР в связи с его разделением в 1978 г. на два предприятия: Саранский завод автосамосвалов и Саранский завод технологического оборудования (ныне ОАО «Станкостроитель»).  
  На должность директора САЗа феврале 1979 года назначен Г. А. Гуськов, до этого работавший директором опытного завода НИИ «Электровыпрямитель». 
  В первый же год работы ему удалось добиться у руководства Минавтопрома СССР возврата 2-х из 5 пролетов площадью 12 тыс. кв. метров строящегося корпуса №2, доставшегося после разделения завода Саранскому заводу технологического оборудования. Благодаря этому удалось «расшить» узкие места в сварочном производстве и повысить объемы производства за счет внедрения механизированных сборочно-сварочных линий, кольцевого и шагающего конвейеров. 
  В 1980 г. САЗ отметил свое 20-летие. По итогам работы завод занял 3-е классное место среди предприятий Мин-автопрома СССР и занесен на республиканскую доску почета. 
  В июне 1980 г. введен в эксплуатацию пионерский лагерь «Алые паруса» на реке Сивинь. 
  В 1981 году по инициативе новатора деревообрабатывающего производства старшего мастера В.А.Мухина построен хозспособом и введен в эксплуатацию корпус участка товаров народного потребления, в котором начат выпуск мебели (табуретов, кухонных наборов), разработанной при его активном участии. 
  Осенью 1983 г. вышло постановление Совмина СССР и Приказ Минавтопрома, которыми предусматривалось строительство в 1984-1989 гг. корпуса площадью 70 тыс. кв. м для создания мощностей по выпуску 60 тыс. самосвальных автопоездов ГАЗ-6008. В настоящее время в этом корпусе располагается спорткомплекс «Мордовия». 
  В декабре 1983 года, по результатам приемочных испытаний, Государственная приемочная комиссия приняла решение о постановке на производство автопоезда ГАЗ-6008 в составе самосвального тягача ГАЗ-САЗ-4509 и самосвального прицепа ГКБ-8536. 
  С января 1984 начат выпуск автосамосвалов модели ГАЗ-САЗ-3507, грузоподъемность которой на 0,5 тонны была выше, чем у ГАЗ-САЗ-53Б.  
  За создание конструкции и внедрение в производство нового автосамосвала главный конструктор Корнилов М.А., главный технолог Аверьянов А.Д., начальник конструкторского бюро Большаков Г.А. и начальник сборочного цеха Тильтин В.Б. награждены медалями ВДНХ СССР. 
  Завод вошел в производственное объединение «Горьковский автомобильный завод» (ПО «ГАЗ»). Это было пятое переподчинение завода за 25 лет его существования. 
  Предполагалось, что в составе ПО «ГАЗ» заводу будет легче справиться с выполнением заданий по организации производства автопоездов ГАЗ-6008. Однако переход под «крыло» ПО «ГАЗ» не дал ожидаемых результатов, так как горьковчане сами испытывали немало проблем с освоением нового шасси с дизельным двигателем. 
  Приказами Минавтопрома от 18.05.86 №365 и ПО «ГАЗ» от 11.08.86 № 259 было фактически законсервировано капитальное строительство механо-сборочного корпуса, без которого нереально было выполнить задания по освоению производства автопоезда в полном объеме и в установленный срок. 
  С января 1987 г. на заводе введена Госприемка продукции, что способствовало улучшению ее качества. 
  Руководителем представительства Госприемки назначен Сатункин Д.И., бывший зам. главного конструктора. 
    В 1989 г. начат серийный выпуск прицепа к легковым автомобилям модели САЗ-8122 «Пчелка» полной массой 325 кг, положившего начало производству на САЗе автомобильных прицепов для легковых и грузовых автомобилей. 
  В 1990 году выпущено 38555 автосамосвалов , в том числе 13279 шт. вновь освоенной модели ГАЗ-САЗ-3507-01 на шасси ГАЗ-33072 и первой опытно-промышленной партии автосамосвалов ГАЗ-САЗ-4509 (5 шт.).     Отсутствие финансирования, невыделение заводу лимита строительно-монтажных работ, а также слабость собственной строительной базы привели к большому объему незавершенного строительства: освоение капиталовложений по различным объектам составляло от 3-х до 30 %.
   Впервые в своей истории завод столкнулся с проблемой реализации самосвалов из-за неплатежеспособности основного потребителя – агропромышленного комплекса страны. 
  Осенью 1991 г. в связи с 60-летием Горьковского автозавода 30 работников САЗа были награждены Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельско-хозяйственного машино-строения», токарю А. Н. Зевайкину вручен орден «Трудовой Славы», а электросварщику Н. П. Старостину – медаль «За трудовое отличие». Это были последние награды Советского периода завода.   
  В августе 1992 года выпущен миллионный автосамосвал.  
  14 октября 1992 года завод преобразован в Акционерное общество открытого типа «Саранский завод автосамосвалов» (АООТ «САЗ»). Г.А. Гуськов стал первым генеральным директором общества. 
  По результатам года выпущено 33128 автосамосвалов , в том числе вновь освоенный полноприводный автосамосвал модели ГАЗ-САЗ-3511 на шасси военного грузовика ГАЗ -66-31 (5720 шт.).  
  Из-за несоответствия эргономики автосамосвала условиям эксплуатации в сельскохозяйственном производстве и дороговизны этот автосамосвал в 1994 г. был снят с производства.   В 1995 году, в год 35-летия завода, выпущены опытно-промышленные партии новых самосвалов и спецтехники: самосвалы ГАЗ-САЗ-3512 «ГАЗель» (19 шт.) и УАЗ-САЗ-2923 (67 шт.), автомобили с гидрокраном ГАЗ-САЗ-3918 (18 шт.), автомобили с грузоподъемным задним бортом ГАЗ-САЗ-4977 (131 шт.) и ГАЗ-САЗ-2927 «ГАЗель» (10 шт.). 
  22 февраля 1996 года общим собранием акционеров АООТ «САЗ» генеральным директором был избран А. П. Малашкин, до этого занимавший должность заместителя генерального директора. Перед ним стояла задача вывести завод из тяжелейшего финансового положения. Под его руководством была разработана стратегия выхода из создавшегося положения, включающая расширение номенклатуры  востребованной рынком профильной продукции, увеличение выпуска ТНП, запасных частей для автомобильной и сельскохозяйственной техники, избавление от непрофильных активов, в том числе и объектов соцкультбыта, излишних площадей и неиспользуемого оборудования.   Для выполнения поставленных целей на заводе имелась слаженная команда единомышленников. 
  В августе 1996 года завод переименован в Открытое акционерное общество «Саранский завод автосамосвалов».
  В 1996 году выпущено 959 автосамосвалов 6-ти моделей и 1 автомобиль–самопогрузчик с грузоподъемным задним бортом модели ГАЗ-САЗ-2927В
  1997 год характерен пиком падения автосамосвалов – было выпущено всего лишь 306 автосамосвалов 6-ти моделей, 300 прицепов САЗ-8166-01, а также запасных частей для РЭН и сельскохозяйственных потребителей на сумму 4751 тыс. руб. 


 

 В конце 90-х годов на заводе активно осваивался выпуск запасных частей для сельхозтехники, а также самой сельхозтехники – колесно-пальцевых граблей ГВК-6,0, роторных косилок КРН-2,1, борон и др. 

   Это позволило загрузить производство, нарастить объемы продаж.

            
   1998 году по инициативе заместителя директора ОАО «САЗ» Кузина К. В. И по заказу Минлеспрома РФ выпущена промышленная партия из 95-и лесопатрульных автомобилей ЛПА-6 на шасси полноприводного грузовичка УАЗ-33036.      Автомобиль мог перевозить пожарный расчет из 6 человек и был оснащен необходимым для тушения локальных пожаров оборудованием (бак с 400 л воды, мотопомпа, мотопила, насос, катушка с рукавом, огнетушители, пенообразователь, топоры, лопаты, ведра). 
     В 1999 году освоена новая модель самосвала ГАЗ-САЗ-2504 с предварительным подъемом платформы (24 шт.). 
  В апреле 2001 года произошло знаковое событие в жизни ОАО «САЗ» – завод вошел в холдинг «РусПромАвто» бизнес «Нижегородские автомобили». Это определило всю дальнейшую жизнь предприятия. В тот момент, в результате завод получил доступ к товаропроводящей сети холдинга. Кроме того, сократилась необходимость привлечения кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств в связи с переходом на давальческую схему поставки шасси. Однако, плоды этого решения, приянятого тогдашним руководством завода, аукуются и по сей день… 
  Начало 2000-х годов характеризуется ростом объемов производства и стабильностью. 
  В мае 2003 года главным инженером завода назначен Кузин Е. К. до этого работавший заместителем главного конструктора. В марте 2009 г. он назначен директором по развитию завода. Под его руководством началось развитие модельного ряда прицепов к легковым автомобилям. Именно  в этот период производится замена самой массовой модели легкового прицепа 8299 полной массой 550 кг на новую модель 82994 полной массой 750 кг. 
  В 2003 году завод вернулся к производству самосвалов с задней разгрузкой строительного назначения – освоена модель ГАЗ-САЗ-35072.  
  Осенью 2005 года ОАО «САЗ» вошло в Дивизион «Грузовые автомобили» Группы ГАЗ, под отеческое крыло Автомобильного завода «УРАЛ». Это событие определило путь развития завода на ближайшие пять лет.      В 2005 году на заводе начата целенаправленная работа по внедрению инструментов новой производственной системы группы ГАЗ. 
  В 2005 году в гамме изделий САЗ появился новый автомобиль – мусоровоз с боковой загрузкой ГАЗ-САЗ-3901-10, разработанный коллективом конструкторско-технологического отдела САЗ.   
  В этот год выпущено 1977 автосамосвалов (на 53,8 % больше прошлогоднего). Среди них новые модели ГАЗ-САЗ-2505 и ГАЗ-САЗ-2505-10 на шасси автомобиля ГАЗ-33104 «Валдай»;  2931 прицеп и опытно-промышленная партия автопоездов «ГАЗель» (6 шт.).  
  В 2006 году, после большой подготовительной работы на заводе внедрена система менеджмента качества  (СМК), соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.    В этом же году, в партнерстве с коллегами Смоленского автоагрегатного завода спроектирован и налажен выпуск самосвального оборудования для шасси ЗиЛ.    С начала 2007 года выпущено 2180 автосамосвалов (на 39,7% больше, чем в предыдущем году), 5009 прицепов, 439 комплектов самосвальных надстроек для ЗАО «СААЗ» АМО «ЗиЛ».
  Освоено производство 2-х осного прицепа САЗ-83172-01 полной массой 1600 кг (53 шт.). 
  2008 год. С начала года выпущено 2585 автосамосвалов, 5646 прицепов, 384 комплекта самосвальных надстроек для ЗАО «СААЗ» АМО «ЗиЛ». 
  В этом году были достигнуты наивысшие показатели по объему производства автосамосвалов и прицепов за предыдущие 13 лет. Однако, в IV квартале 2008 г. коллектив завода ощутил на себе негативное влияние мирового экономического кризиса. 
  2009 год. В связи с резким падением платежеспособного спроса у АПК страны было изготовлено и реализовано всего 719 автосамосвалов. 
  Снизился спрос и на прицепы, их реализация упала в 1,6 раза (реализовано 3528 шт.),  самосвальных надстроек для ЗАО «СААЗ» в 4, 7 раза (было реализовано всего 82 комплекта). 
  Руководство завода было вынуждено пойти на непопулярные меры – снижение количества рабочих дней,  сокращение штатов. 
  Благодаря руководству республики на заводе был размещен заказ на изготовление хлебных автофургонов в количестве 81 шт. и мусоровозов в количестве 28 шт. 
  В 2009 году, после нескольколетнего затишья, было реанимировано производсво самосвалов на шасси ГАЗель, было разработано унифицированное самосвальное оборудование с 3-х сторонней разгрузкой. 
  Наступил 2010 год, год 50 летия завода и год коренного перелома в жизни завода… 
  В конце года предприятие из Дивизиона «Грузовые автомобили» было передано в Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили». К управлению завода пришли новые люди равнодушные к судьбе предприятия — был запущен процесс передачи производства самосвалов на Нижегородскую площадку.
  Однако, после вмешательства руководства Республики Мордовия, в марте 2011 года, решением руководства ООО «Русские машины», ОАО «САЗ» был передан в подчинение Управляющей Компании холдинга «Русская корпорация транспортного машиностроения» (УК «РКТМ»). Управляющим директором назначен Денисов Н. П. 
  Завод продолжал выпускать свойственную для него продукцию, и периодически пытался влиться в «железнодорожный бизнес» компании, однако производственные, технологические и экономические возможности завода не позволяли сделать это без многорублевых инвестиционных вложений. 
  В этот период предприятие освоило производство прицепов к среднетоннажным автомбилям полной массой до 3 тонн.    В конце 2012 года, в связи со сменой, лояльного к САЗу, руководства УК «РКТМ»,  как непрофильное железнодорожному бизнесу предприятие, завод был передан в Управляющую компанию «Группа ГАЗ» в Дивизион Легкие Коммерческие и Легковые Автомобили. То есть произошел процесс возвращения завода в «крепкие» объятия Группы ГАЗ! 
  В связи с этим, в феврале 2013 года назначен новый генеральный директор завода Борисычев В. Н. 
  В этот год разработаны и запущены в производство самосвалы на новом шасси ГАЗель Next. 
  В следующем, 2014 году, в номенклатуре САЗа появилось еще одно изделие коммунального назначения – вакуумная машина ГАЗ-САЗ-39-14-10.  
 

В 2015 году начался выпуск спецтехники на шасси ГАЗон Next — самосвалов с задней и 3-х сторонней разгрузкой, и с предварительным подъемом платформы, бункеровозов крюкового и портального типов.   
    

Осенью 2015 года САЗ изготовил опытный полуприцеп САЗ-34141 для седельного тягача на базе ГАЗон Next. 

  


  B этот же год появилась еще одна новинка – самосвал с краноманипуляторной установкой и грейфером для сыпучих грузов.         
  В 2016 году в гамму продукции добавились мусоровоз с задней загрузкой с оборудованием турецкого производства.  


   

Была выпущена партия самосвалов на шасси Садко для поставки в Мадагаскар.   
  2017 год прошел без особых потрясений в жизни завода. А вот в 2018 году САЗ все таки начал освоение продукции для железнодорожного бизнеса. 
 

  Компания РМ-Рейл, также как Группа ГАЗ, входящая в ООО «Русские машины» получила большой заказ на изготовление желехнодорожного подвижного состава. И ввиду, того что их производственных мощностей не хватало для выполнения этого объема производства, было принято решение отдать производство стен полувагонов, балок основания вагона и ряда других узлов на САЗ.  
  В связи с этим на САЗе был расконсервирован корпус общей площадью 6 тыс. кв. метров, произведен его ремонт, сделано современная отопление и освещение. Было приобретено необходимое оборудование: сварочные аппараты, компрессор, современный ленточно-пильный станок и установка плазменной резки металла с размером стола 8х2 м. 
   Благодаря освоению и реализауции этих изделий объемы производства САЗ в 2019 году составили более 2 млрд. рублей. Однако, в 2020 году произошло резкое снижение заказа, и САЗ был вынужден свернуть это производство, но благодаря ему сейчас на предприятии имеются площади, на которых возможно освоение свойственной САЗу продукции – СПЕЦАВТОТЕХНИКИ, 
  И в 2018 и в 2019 годах завод продложал осваивать новые и модернизировать уже освоенные ее виды. Появились новые самосвалы на шасси ГАЗель Next 4,6 т и ГАЗон Next 10 т. Выпускались самосвалы с задней разгрузкой и КМУ на шасси «Земляк».

  Особо значимым событием 2020 года стало создание и изготовление партии мусоровозов ковшового типа с задней загрузкой для Африканской Республики Сьерра Леоне. Подготовка к этому событию продолжалась в течении 2019 и первой половины 2020 годов. По результатам поставки в Африку первой партии в настоящее время Правительством РФ прорабатывается вопрос поставки еще 150 подобных мусоровозов. 
  Также в 2020 году велись работы по созданию эвакуаторов с ломаной платформой на шасси ГАЗон Next. Запущен в производство самосвал на новом шасси Садко Next. Была изготовлена партия самосвалов с 3-х сторонней разгрузкой платформы с КМУ и грейферами для Республики Беларусь.
   

В конце года были начаты работы по созданию широко модельного ряда на новейшем шасси ГАЗ – Валдай-Next. К началу второго полугодия 2021 года САЗ готов к выпуску самосвалов, эвакуаторов и бортовых автомобилей с КМУ на данных шасси. 
  Сейчас коллективу завода руководством поставлена задача освоения новых видов спецавтотехник на этом шасси – молоковоз, автогидроподъемники, мусоровозы с задней загрузкой. Опытные образцы мусоровозов изготовлены, и идет подготовка к началу их производства. 
  В настоящее время завод — это уверенный в себе коллектив, готовый справиться с любыми поставленными задачами. В выпускаемой ныне номенклатуре предприятия более 30 моделей автосамосвалов, мусоровозов и другой спецтехники на различных шасси ГАЗ, 15 моделей прицепов к легковым и грузовым автомобилям. Коллектив завода с уверенностью смотрит в будущее!